Menu:

ЖУРНАЛ "ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ"

2009 год, Выпуск 13

Живая история.

Немало есть на Руси святынь, искренне любимых русским народом на протяжении многих веков, связывающих народ с памятью о благодатной помощи в тяжкие годы испытаний. Одними из них являются Владимирская икона Божией Mamepu и Спасские ворота Московского Кремля, неразрывно связанные в своей исторической судьбе.

       Спасские ворота, ведущие в Кремль от Лобного места на Красной площади, давно стали не только символом России, но и предметом почтительного уважения русских людей. И действительно, не много найдется мест не только в Москве, но и в России, которые были бы свидетелями стольких веков и таких событий.
       Ворота эти именовались прежде Фроловскими по церкви Фрола и Лавра, бывшей подле них. Впервые Фроловские ворота обратили на себя особенное внимание в 1521 году, во время нашествия на Москву Махмет-Гирея. Иго татарское было уже свергнуто Россией. Но, окруженная с юго-восточных границ степными ордами, Россия часто подвергалась их нападениям. В тот год, предводимые крымским ханом Махмет-Гиреем, крымские и ногайские татары, в соединении с казанскими, двинулись к московским пределам с такой скоростью, что великий князь Василий Иоаннович едва успел выслать войска свои на берега Оки. Враги предали огню все селения от Нижнего до Москвы, пленили несметное число жителей. Они продавали невольников целыми толпами, слабых и престарелых морили голодом и оскверняли святыню храмов Божиих. 29 июля Махмет, среди облаков дыма, под заревом пылающих деревень, стоял уже в нескольких верстах от Москвы, куда стекались беззащитные жители окрестностей со своими семействами и имуществом. Митрополит Варлаам усердно молился с народом, и Бог утешил бедствующих откровением. В это время в Вознесенском женском монастыре была одна престарелая и лишившаяся зрения инокиня. Вознося вместе с другими усердную молитву об избавлении от грядущей беды, вдруг услышала она великий шум, страшный вихрь и звон. Тут отверзлись одновременно очи её мысленные и чувственные, и она увидела, что из Кремля в Фроловские ворота идет сонм святителей. Шествие имело вид крестного хода. Между святителями можно было признать митрополитов Московских Петра, Алексия, Иону и других. И вот в то время как это шествие выходило из ворот кремлевских, навстречу ему от Китай-города устремился великий угодник Сергий, с другой стороны — преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, припав к ногам святителей, вопрошали их: «зачем они идут вон из города и на кого оставляют его в настоящее нашествие врагов»? Святители отвечали со слезами: «много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от предлежащей скорби; Бог же не только повелел нам выйти из града сего, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери, ибо люди презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; вот и попустил Бог придти варварскому народу, да накажутся ныне и чрез покаяние возвратятся к Богу». Святые подвижники стали умолять отходящих, чтобы они умилостивили своим ходатайством правосудие Божие, — и начали вместе с ними петь молебен, произнося молитву Пречистой Богородице, и по совершении отпуста, осенив град крестообразно, все возвратились в Кремль с чудотворным образом Богоматери.


       И, действительно, молитвами Матери Божией Москва опять была спасена. Летописцы говорят, что татары хотели сжечь посады московские, но увидели вокруг города бесчисленное множество войска русского и сказали о том хану. Тот не поверил и послал посмотреть. Ему подтвердили сказанное. Он в третий раз послал удостовериться, тогда посланный прибежал, в ужасе взывая: «О царь! Что ты медлишь? Из Москвы выступает на нас войско без числа; побежим скорее!» И татары бежали. В благодарное воспоминание этого чуда установлен праздник иконы Владимирской — 21 мая.
       В1624 году по указу царя Михаила Федоровича на месте Фроловских ворот была выстроена пирамидальная башня с часами. Строил ее англичанин Христофор Головой. В 1645 году принесен был из Вятки образ нерукотворного Спаса. Пронесенный торжественным крестным ходом через Фроловские ворота, образ был поставлен в Успенском соборе. Сам царь Алексей Михайлович встретил икону с торжественной церемонией. Затем, через три года, образ этот был перенесен с торжеством через Фроловские ворота в Новоспасский монастырь, и указом от 16 апреля 1648 года повелено было впредь на вечные времена ходить этими воротами с непокрытой головой. На них был поставлен образ Спасителя в золотой ризе, и ворота переименованы из Фроловских в Спасские. За хождение через них в шапках виновные должны были класть публично 50 земных поклонов или подвергались наказанию батогами в Стрелецком приказе. Установлено было также, чтобы патриарх во время шествия в неделю Ваий всходил на Спасскую башню, освящал там воду и кропил ею кремлевские стены.
       В нынешнем своем виде Спасские ворота остаются со времен Петра Великого, который выписал для них из Голландии часы-куранты и велел поставить их в башне над воротами. Большой образ Спасителя, находился над воротами, с наружной стороны их, сама икона не сохранилась, но место, где она висела, хорошо видно.
       Неоднократно заступалась за Русь Пресвятая Богородица.
       В 1395 году великий хромец Тимур-Тамерлан вторгся в пределы России, привел ее в смятение и ужас. Направляя путь свой к Москве, он вошел в княжество Рязанское и приближался к берегам Дона.
       Юный сын князя Дмитрия — Василий собрал свою малочисленную рать и пошел навстречу громадной орде Тамерлана. О военной победе не могло быть и речи. «Мертвые сраму не имут»,— носилось среди воинов князя. В храмах непрестанно совершались молитвы о князе и воинстве, митрополит почти не выходил из церкви. И великий князь, не надеясь на свои силы, прибег к всесильной помощи Пресвятой Богородицы, и писал из Коломны к митрополиту Киприану, чтобы он послал во Владимир за иконою Богоматери. Перенесение чудотворной иконы из Владимира в Москву было событием особенным. Народ в бесчисленном множестве, преклоняя колена, с воплем и слезами взывал: «Матерь Божия! Спаси землю Русскую!» Митрополит, епископы и все духовенство в сопровождении великокняжеского семейства и бояр, торжественно встретили святыню вне города и, поставив в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, в радостном предчувствии благодарили Бога, даровавшего им в святой иконе залог мира и утверждения. В тот самый день и час, когда жители Москвы встречали икону Богоматери, Тамерлан оставил свое намерение идти на Москву. Он увидел во сне — пишут летописцы — великую гору и с вершины её идущих многих святителей со златыми жезлами, и над ними в воздухе величественную и благолепную Жену, с тьмами молниеобразных воинов, которые все устремились на Тамерлана. Завоеватель затрепетал, проснулся и, созвав вельмож, спрашивал их о смысле сновидения. «Величественная Жена — отвечали мудрейшие из них — есть Матерь Иисуса Христа, Заступница христиан». «Итак, мы не одолеем их», — сказал повелитель вселенной и велел полкам своим идти из пределов России. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
       Сама же Владимирская икона имеет уникальную историю. По преданию, ее написал святой евангелист Лука на доске обеденного стола, за которым совершали трапезу Спаситель, Богоматерь и праведный Иосиф. Пресвятая Богородица, увидев этот образ, молвила: «Благодать Родившегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». Перенесенная из Византии на Русь, икона пребывала в Киеве, пока князь Андрей Боголюбский в 1155 году не вознамерился уйти с ней в ростовские земли. Около города Владимира лошади, на которых везли чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Перечить явленной воле Богоматери не решились, и с тех пор икона находилась во Владимирском Успенском соборе, пока на Русь не нагрянул Тамерлан.
       После заступничества за Русь икона много веков пребывала в Успенском соборе Московского Кремля. После закрытия собора в 1919 году, икону «Владимирской Богоматери» в 1921 году отправили в запасники Третьяковской галереи. Позднее ее перевезли в реставрационную мастерскую, где был удален драгоценный оклад и проведена первая полная расчистка иконы от поздних наслоений и олифы. Икону поместили в экспозицию Третьяковской галереи только в конце 30-х годов ХХ века.
       В 1993 году, в тяжелый для России период смуты икону на несколько часов привезли в патриарший кафедральный Богоявленский (Елоховский) собор Москвы для сугубой молитвы и поклонения. В 1995 году, в память о 600-летии избавления Москвы от Тамерлана, икону на несколько дней установили в соборе Сретенского монастыря. В сентябре 1999 года, на праздник Сретения Владимирской иконы, святыня была поставлена в домовом Никольском храме Государственной Третьяковской галереи. Оборудованный как музейный зал с передовыми технологиями, он в то же время остается храмом, где по праздникам и воскресным дням проходят богослужения, возносится молитва и теплятся свечи.
       С этим чудотворным образом связаны все важнейшие события Русского государства на протяжении многих cтолетий. Всемилоапивый Господь через образ «Владимирской Богоматери» во все времена посылает заступление всем, в молитве к ней прибегающим.

Юрий Тихобаев.