Menu:

ЖУРНАЛ "ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ"

2009 год, Выпуск 13

Слово священника



       Нередко молитву называют дыханием жизни. Как естественное дыхание в наших ноздрях указывает на телесную жизнь, так и молитвенное обращение ума и сердца к богу является свидетельством того, что благодать Духа Святого еще не покинула совершенно человека. Молитва — это труд, равного которому, пожалуй, не сыскать. Едва лишь встанешь на молитву, сыщутся тысячи неотложных больших и малых дел, требующих немедленного разрешения. Приступишь к самой молитве откуда ни возьмись, в душе подымется такая круговерть мыслей, такое рассеяние помыслов, что невольно приложишь к себе начало известного стихотворения Пушкина «буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя..» И вообще, рассуждать о молитве гораздо легче, нежели свершать ее.
       Прежде всего, это святое дело требует постоянства. Штурмом здесь ничего не возьмешь. Иные с жаром, горячностью берутся за подвиг молитвы, но весьма скоро охладевают к нему, забывая, что вслед за порывистостью по пятам ходит лень. К обучению себя молитве как нельзя лучше подходит русская пословица: «Тише едешь, дальше будешь». Весьма ошибаются люди, думающие, что и молиться нечего, коль не хочется. «У меня сегодня нет настроения молиться, это будет неискренно», и откладывают молитвослов в сторону, на день, на месяц, а то и на долгие годы. «...Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его», побуждает нас Христос Спаситель к самопринуждению, к усиленным трудам молитвы. Сам Господь обещает дать молитву молящейся душе.
       Более всего делу молитвы вредит нетерпеливость. Иной сегодня начал молиться, а завтра уже хочет достичь духовных плодов освобождения от страстей, вселения в сердце благодати, дара Божественной любви и чуть ли не чудотворения. Такие, с позволения сказать, «скорохваты» ничего доброго не добьются и могут даже заболеть гордыней или впасть в отчаяние Но если к терпению приложим время, с постоянством соединим рассудительность, предоставив самому Господу увенчать наши малые, но настойчивые труды благодатью, она не заставит себя ждать. Бог, видя мужественное усердие Своего ученика, не унывающего изза естественных трудностей и недоумений, вскоре согреет наше сердце. Сердце постоянно молящегося человека постепенно очищается от страстей, согревается слезами покаяния и наконец само начинает излучать сияние Евангельской любви и радости.
       Внутреннее просвещение, даруемое молитвой, коренным образом изменяет человека. Ум и сердце от внимательной и постоянной молитвы становятся более чуткими к добру и непримиримыми ко злу. Последнее распознается уже не только в словах, но в чувствах и помыслах.
       Возрождение души, ее просветленное состояние передается и телу. Молитвенная жизнь не любит расслабленности телесных членов. Молясь, мы должны стоять прямо, а не сутулясь, воздавать честь Создателю не только духом, но и телом — благоговейно осеняя себя крестным знамением и совершая поклоны, поясные или земные.
       Христианина, одушевляемого непрестанной молитвой, опытные в духовной жизни быстро распознают. Лицо его светло и чисто, глаза спокойные и в то же время радостные, движения чужды суеты, но и незамедленные. Внимая себе самому, следя за своим сердцем, молитвенная душа бывает исполнена приветливости и желания послужить ближнему во славу Господа. Тот, кто молится не может быть навязчивым, спорливым, тяжелым в общении человеком. Напротив, он не любит настаивать на своем, ибо «благодать не насилует», как говорили в старину благочестивые люди. Когда Божий человек появляется среди светских и далеких от духовной жизни людей, из их разговоров сразу уходит дух празднословия, а тем более никто не позволит себе в его присутствии непристойных и нецеломудренных шуток.
       Истинная молитва избавляет душу от раздражительности, недовольства, но, напротив, побуждает за все, и благое, и скорбное, благодарить Бога, ибо с нами ничего случайного не происходит, а все, что случается, служит к нашей пользе.
       Христианин, который стяжал Святого Духа, бывает необыкновенно притягателен для окружающих его людей. Не отдавая себе в том ясного отчета, они стремятся к общению с ним, ибо чувствуют правду его слов, подтверждаемых добродетельной жизнью. Говорят, что дурной пример заразителен. Но благой пример личности, находящейся в молитвенном единении с Создателем, имеет непобедимую силу. Приобрети непрестанную молитву и прозрачные ее воды оросят твое сердце, а затем растекутся по вселенной, утоляя всех, и праведных, и грешных, жаждущих веры во Христа Искупителя.

Из книги протоиерея Артемия Владимирова «Учебник жизни».