Menu:

ЖУРНАЛ "ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ"

2009 год, Выпуск 13

Опыт воспитания.

 
       Как Церковь не может существовать без совместной молитвы и без евхаристического общения ее членов, так и христианская семья не может созидаться без общей молитвы, общих религиозных переживаний. Совместное молитвенное правило мужа и жены есть основа для созидания домашней церкви.

       Семейную молитву следует вводить с самых первых дней супружества, когда ищутся новые формы жизни и быта, когда сердца распахнуты друг для друга. К тому же в первый год супружеской жизни, пока нет детей, супругам проще выделить для этого время.
       Может быть кому-то кажется, что нет смысла в совместной молитве, ведь у каждого свои привычки, свои потребности. Одному супругу хочется помолиться подольше, а другому — нет. Тем не менее общая молитва предохраняет от ссор, заставляет поссорившихся мириться, помогает снять возникающие между супругами недоразумения. Бывают моменты в жизни, когда личная молитва ослабевает, тогда более опытный супруг поддерживает молитву менее опытного. Позднее оно помогает воспитывать молитву в детях и организовать общесемейные молитвы. Общее молитвенное правило приучает к духовной и молитвенной дисциплине.
       Утреннее и вечернее правило — основа домашней молитвы. Но этим не должна ограничиваться семейная молитва. Есть множество случаев в течение дня, когда молитва необходима. Очень важны молитвы перед едой. Очень жаль, что исчезает традиция собираться вместе всей семьей за столом. Понятно, что порой трудно совместить время завтрака, обеда, особенно, если родители интенсивно работают, а дети учатся. Но ведь и вечером семьи сейчас не сидят за общим столом. Порой дети, взяв тарелки, смотрят телевизор, а родители рады, что им никто не мешает. Возможно, изменить это трудно, но все-таки каждая семья должна хотя бы изредка собираться за столом - во всяком случае, по воскресеньям и праздникам. В разных семьях перед едой молятся по-разному: где-то лишь крестятся, где-то читают молитву, а где-то и поют. Важно хотя бы на короткое время собраться вместе. В любой день рождения, на именинах или годовщине перед тем, как сесть за стол, хорошо пропеть «Многая лета!». Особенно это нравится детям.
       Другой повод для общесемейной молитвы — когда кто- нибудь уезжает из дому. В молитвословах есть различные молитвы для путешествующих. По русскому обычаю перед отъездом все домашние на минуту присаживаются и молчат, а затем крестятся. Вообще, крестное знамение, которым благословляем кого-нибудь, — это прекрасная, краткая и молчаливая молитва, и у родителей часто находится повод, чтобы именно так благословить своего сына или дочь. Хорошо, если дети приучены, выходя из дома, просить благословения у родителей.
       В дни трудности и печали, радости и благополучия, кроме обычных молитв, в молитвенное правило по взаимному согласию включаются молитвы специальные. Такими случаями могут быть ожидаемые роды, рождение детей, болезнь близких, начало нового дела, приобретение квартиры и множество других жизненных событий, а также благодарение за получение просимого.
       Полезно иметь общий семейный помянник. Он объединяет супругов в совместной молитвенной и деятельной заботе о других людях.
       Бывает говорят, что когда молитву читаешь не сам, то часто отвлекаешься, мысль уходит далече. Можно порекомендовать, чтобы супруги, совершая совместно ежедневное молитвенное правило, чередовали между собой чтение его вслух либо по дням, либо по частям правила. Это создает равноправность в молитве, активизирует умную молитву обоих. Общая молитва не отменяет молитву индивидуальную в течении дня. К примеру, встающий ранее супруг, может предварять правило своей отдельной молитвой.
       Когда в семье появляются дети, то ритм жизни семьи меняется. Бывает, что утром жена после ночных вставаний к ребенку спит, а муж уходит на работу и т.д. Ежедневная общая молитва должна быть в это время относительно краткой, чтобы быть радостно доступной для каждого из супругов. И не стоит смущаться, что не получается «вычитывать» полностью утреннее или вечернее правило. Гораздо важнее от души помолиться, пусть даже только прочитав «Отче наш». О молитвенном правиле написаны Игнатием Брянчаниновым совершенно замечательные слова: "Нельзя быть рабом молитвенного правила". Это значит, что молитвенное правило не должно быть для человека обузой, ярмом, оно должно быть по силам. Сказанное Господом о субботе — что не человек для субботы, а суббота для человека, — можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу: правило для человека, а не человек для правила. Оно должно способствовать достижению духовного преуспеяния, а не служить бременем, тягостной обязанностью, смущающей душу. Тем более оно не должно служить поводом для гордости и самомнения, поводом к осуждению ближнего.
       Сам факт рождения и воспитания ребенка в религиозной обстановке не обеспечивает его воцерковление. Известно множество случаев, когда в религиозной семье вырастали дети не только нецерковные, но даже богоборцы. Пост, чтение молитвенного правила, посещение богослужений не должны становиться для ребенка тягостной и неприятной обязанностью. Недавно наблюдала, как в храме во время коленопреклоненной молитвы трехлетний малыш встал с коленок раньше положенного и, как мама силой заставляла снова его встать на колени, а он сопротивлялся. Сомневаюсь, что такое насилие над ребенком принесет хорошие плоды. Во всем должно искать золотую середину, соблюдать разумные компромиссы. Нельзя механически изолировать ребенка от всех радостей и удовольствий светской жизни: музыки, чтения, кино, светских празднований и пр., чем часто грешат родители, сами только что пришедшие к вере. Это нередко вызывает обратный эффект, особенно, если дети уже подросшие.
       И, конечно, очень важно молиться вместе с ребенком, а если этого не получается, то молиться за ребенка в любом случае и всегда. Молитва, безусловно, является одним из самых действенных элементов воспитания. Причем все начинается с молитвы родителей над новорожденным. С этой минуты и закладывается основа для ежедневного участия ребенка в молитве, потому что душа способна воспринимать молитву независимо от рассудка.
       Когда же ребенок подрастает, его уже следует привлекать к молитве осознанно. Впрочем, не любой ценой: ни в коем случае молитва не должна становиться экзекуцией. Тут есть существенное отличие от молитвенного делания взрослого человека. Для взрослого молитва — прежде всего подвиг. Если молитва для взрослого превращается в удовольствие, стоит обеспокоиться — не признак ли это духовной прелести. Но для малыша молитва должна быть привлекательной, а значит — быть посильной, не превращаться в зубрежку или невыносимое состояние неподвижности.
       С маленькими детьми нужно молиться краткими и понятными им молитвами: например: Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, аминь; Господи, помилуй; Ангеле Божий, хранителю мой святый, моли Бога о мне; Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков, аминь; Пресвятая Богородице, моли Бога о нас. Главное, чтобы было соприкосновение с Богом — такое, чтобы детская душа могла воспринять. Вечером желательно притушить свет, зажечь лампадку, на ночь хорошо перекрестить ребенка крестом, дать поцеловать крест. Утреннее правило можно закончить помазанием освященным маслом. Со временем следует потихонечку прибавлять молитвы. Здесь уже требуется чуткость и мудрость родителей.
       Обычно первая молитва ребенка — это просьба. Здесь родителям нужно умело направлять своего ребенка, чтобы детские просьбы, обращения к Богу не стали потребительскими: Господи, сделай то-то и то-то, подари мне игрушку и т.п. У некоторых детей отсутствие немедленного результата молитвы вызывает резкое религиозное охлаждение. Даже, если родители потихоньку исполнят такие просьбы, пользы это не принесет, а впоследствии может развиться религиозный кризис. Нужно учить детей не только просить, но и уметь благодарить Бога. Для этого можно помочь ребенку вспомнить самые радостные события дня.
       Лучше молиться «настоящими» молитвами, а не «детскими» в форме стишков. В таких стишках есть что-то карамельное, ненастоящее. Повзрослев, дети станут стыдиться таких молитв. Молитвы обязательно нужно объяснять. Например, выражение: «очи мои выну ко Господу». «Выну» по-славянски значит «всегда»,— «мой взор всегда обращен к Богу». А по-русски «очи мои выну ко Господу» это — «вырву свои глаза, и вот Тебе подарок от меня». Поэтому если читать молитвы с ребенком, надо следить за тем, чтобы слова ему были понятны. Из всех церковных молитв важнее всего детям знать и понимать слова молитвы Господней — «Отче наш», молитву Святому Духу — «Царю Небесный» и молитву Божьей Матери — «Богородице Дево, радуйся».
       Главам семей нужно поставить перед собой цель сделать час богослужения интересным. Если немного подумать и тщательно приготовиться ко времени, семейное богослужение можно сделать приятным. Пусть отец выберет интересный и легко понимаемый отрывок Священного Писания. Можно задать вопросы, сделать несколько интересных и серьезных замечаний или привести в качестве иллюстрации конкретный, соответствующий теме случай. Пусть домашние молитвы будут короткими, живыми и разнообразными соответственно обстоятельствам. Иногда можно разрешать детям самим выбирать отрывок из Библии, это повысит их интерес. Спрашивайте детей о прочитанном, побуждайте задавать вопросы. Упомяните о чем-то, что послужит иллюстрацией к избранной теме.
       Главное в молитве — постоянство. Формы семейной, а в особенности детской молитвы могут быть разными. Можно и нужно искать их и пробовать. Возможно, в вашей семье появятся свои традиции. Важно, чтобы они были искренними и ненадуманными. И тогда во всей полноте сбудутся слова Самого Господа: «Гам, где двое или трое соберутся во имя мое, там и я посреди них».

Лютина Юлия