Menu:

ЖУРНАЛ "ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ"

2009 год, Выпуск 13

Опыт благочестия.

ИНТЕРВЬЮ С ИГУМЕНОМ СЕРАФИМОМ (ОСТРОУМОВЫМ), ДУХОВНИКОМ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ С. КОЗИХА


       Когда художник Павел Корин начал работу над картиной «Реквием. Русь уходящая», он никак не мог уговорить архиереев, священников, монахов и паломников в Москве 30-х годов позировать ему. Ему нужны были одухотворенные молитвой лица. Но, по-видимому, многие из тех, к кому обращался Корин, считали себя недостойными этого. Выход из положения подсказал другой выдающийся русский художник М.В. Нестеров. Он предложил Павлу Корину обратиться к жившему тогда на покое в Москве митрополиту Трифону (Туркестанову). Владыка Трифон согласился, и его согласие позировать Павлу Корину было воспринято многими, как благословение начатого им труда. Готовя этот номер о молитве, мы обращались к нескольким священнослужителям нашей епархии с просьбой рассказать нашим читателям о молитве, дать советы, поделиться своим опытом, но неизменно получали отказ и совет обратиться к святоотеческому наследию. Мы, конечно, понимаем, что причин для отказа много. Очевидно, молитва — это глубоко личное дело, не каждому хочется говорить об этом. Тогда мы решили обратиться к монашествующим нашей епархии. И вот игумен Серафим (Остроумов) согласился ответить на наши вопросы.

       Зачем нужна молитва? Есть люди, которые считают, что молиться незачем, ведь Бог сам знает, что нам нужно.
       В книге «Умное делание. О молитве Иисусовой», — сборнике поучений святых отцов и опытных делателей говорится: «Прежде всего, да будет известно, что христианину... подобает всячески и всегда заботиться о том, чтобы соединиться с Богом Создателем, Любителем, Благодетелем и Высшим Добром своим, Которым и для Которого он и создан... Ведь все видимое на земле, любезное и желательное: богатство, слава, жена, дети, — одним словом, все красивое, сладкое и любезное мира сего не свойственно душе, но только телу, и будучи временным, оно скоро пройдет, как тень. Душе же, как вечной по природе, можно вечно успокоиться только в одном вечном Боге... На то она и создана Богом, чтобы в Боге пребывать во веки. Посему в сей временной жизни нужно прилежно искать соединения с Богом, чтобы сподобиться быть с Ним и в Нем и в будущей жизни вечно.
       Соединиться же с Ним каждый может не иначе, как только крайней сердечной любовью... Он любит любящих Его, прилепляется к прилепляющимся к Нему, Предоставляет Себя ищущим Его...
       Для того, чтобы возмог человек возбудить в сердце своем такую Божественную любовь, чтобы соединиться с Ним в неразлучном союзе любви, необходимо часто молиться, возводя ум свой к Богу. Ибо как часто подкладываемые в огонь дрова увеличивают пламень, так и молитва, творимая часто и с углублением ума в Боге, возбуждает в сердце Божественную любовь...»(Гл. 2).
       Поэтому и дана всем христианам заповедь Апостолом: «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17).
       Когда человек только приходит к вере, для него все ново, зачастую и молится он с чувством. Oт повторения и невнимательного отношения к словам молитвы, они становятся тусклыми, теряют свою действенную силу. Как поддержать в себе этот огонек, чтобы молитва оставалась общением с Богом, а не словесным упражнением и что нужно, чтобы научиться молитве?
       Святитель Игнатий (Брянчанинов), замечательный русский святой XIX в., говорит: «Молящийся без внимания молится на воздух. Желающие научиться вниманию должны воспретить себе все пустые занятия. Нужно собственное усилие ко вниманию. Бог, видя смирение и труд, подает благодатное внимание».
       По святителю Игнатию, молиться нужно со вниманием, благоговением и с целью покаяния. Внимание, благоговение и покаяние — три существенных условия правильного молитвенного труда. Важный святоотеческий совет: заключать внимание в слова молитвы.
       По святым отцам, чтобы научиться молиться истинно, необходимо понуждать себя к частой молитве. Святой Макарий Великий говорит: молиться как-нибудь, но часто, состоит в нашей воле; а молиться истинно есть дар благодати. Преподобный Исихий говорит, что частость молитвы приемлет навыкновение и обращается в натуру; что без частого призывания имени Иисуса Христа невозможно очистить сердце.
       Слова молиться «как-нибудь» вовсе не означают, что мы не должны понуждать себя к вниманию, благоговению и покаянию.
       Для частой молитвы очень удобна молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя грешнаго.»
       Итак, для того, чтобы научиться молитве, поддерживать в себе молитвенный огонек, необходимо часто молиться. От частой молитвы постепенно человек переходит к непрестанной.
       Если человек смотрит на утреннее и вечернее правило, как на обузу, как на определенную дань Богу, не будет ли фарисейством, если он будет продолжать молиться с тем же настроем?
       Утренние и вечерние правила даны христианину для того, чтобы настроить свою душу на непрестанное общение с Богом. Поэтому смотреть на них как на обузу — неверно.
       Однако для тех, кто тяготится исполнять эти правила, преподобный Серафим Саровский предлагает следующее краткое правило:
       «Восстав от сна, всякий христианин, оградив себя крестным знамением и став на избранном месте, пусть читает...
       «Отче наш» до конца трижды; В честь Божьей Матери - «Богородице Дево, Радуйся» до конца также трижды; наконец единожды символ Веры....
       Совершив это утреннее правило... пусть отходит на свое дело... Отправляясь же в путь или занимаясь делами дома, пусть он читает тихо: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)».
       А если окружают его по какой-либо обязанности люди, тогда он, занимаясь делом, пусть говорит умом только: «Господи помилуй» — и это продолжает до самого обеда.
       Перед обедом пусть совершает вышесказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, всякий христианин пусть читает тихо: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (грешную)» — и это продолжает до самого сна.
       Когда же случится ему проводить время в уединении, тогда он пусть читает: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго (грешную)».
       Приближаясь уже к минутам сна, всякий христианин должен повторить вышесказанное утреннее правило, то есть трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево» и единожды Символ веры, и после того пусть засыпает с крестным знамением». Здесь отчетливо видно, что в молитве нужно пребывать постоянно. Правило это выполнять всегда удобно.
       Когда встаешь на молитву, сразу же появляется куча мыслей, которые мешают, отвлекают. Как удерживать внимание на молитве?
       Чтобы научиться молитве, нужно стараться молиться со вниманием, благоговением, с покаянием.
       Помыслы будут одолевать. Преподобный Амвросий Оптинский поучал: «Один брат жаловался старцу, что во время молитвы множество бывает разнообразных помыслов. Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару; вокруг него толпа народу, говор, шум; а он все на свою лошадку: но-но, но-но! Так, помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы не говорили помыслы, все свое дело делай — молись!»
       Большинство современных людей страдают гордыней. Мы очень тяжело переносим, когда нас обижают. В молитве «Отче наш...» есть слова, через которые нельзя переступить, если мы не простили обиду: «...и oстави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим...». Как быть, если не получается быстро справиться с обидой?
       Если не получается быстро справиться с обидой — обратимся к Господу за помощью. Преподобный Амвросий Оптинский советовал: «А когда тебя во время молитвы станет беспокоить раздражительность на кого-либо, молись так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!»
       Какие качества в человеке более всего мешают молитве?
       Святые отцы предупреждают, что нельзя во время молитвы в уме воображать Господа, Божию Матерь, Ангелов или кого бы то ни было, или что бы то ни было. Святитель Игнатий пишет: «Самый опасный, неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою своего воображения мечты или картины, заимствуя их, по-видимому, из священного Писания, в сущности же из своего собственного состояния, из своей греховности, из своего самообольщения». И далее: «Как неправильное действие умом вводит в самообольщение и прелесть, так точно вводит в них неправильное действие сердцем...
       Одно ощущение из всех ощущений сердца в его состоянии падения может быть употреблено в невидимом богослужении: печаль о грехах, о греховности, о падении, о погибели своей, называемая плачем, покаянием, сокрушением духа». Категорически воспрещается стремление сердцем вкусить Божественную сладость и другие Божественные ощущения! Иначе впадем в великие духовные бедствия.
       Что вы можете посоветовать читателям нашего журнала?
       Святые отцы отмечают, что есть тесная связь между трудом молитвенным и исполнением евангельских заповедей. Одно без другого совершаться не может. Будем изучать Новый Завет, исполнять на деле евангельские заповеди и понуждать себя к молитвенному деланию. Преподобный Серафим Саровский каждую неделю полностью перечитывал весь Новый Завет. Для правильного занятия молитвой необходимо принести покаяние во всех содеянных раннее грехах и понуждать себя жить по Евангелию. При любом деле необходимо призывать помощь Божию, помнить, что мы всегда находимся перед очами Вездесущего Бога.